Графические диктанты служат развитию у детей зрительной памяти, внимания и пространственного ориентирования. Психологи рекомендуют подобные задания, чтобы закрепить понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графические диктанты можно проводить с детьми 6-8 лет в школе и дома. Взрослые сами могут составлять фигуры. Желательно, чтобы они изображали знакомые детям предметы и существа.
Пример графического диктанта приведен на первой иллюстрации. Ребенку нужно начертить чайник, следуя указаниям взрослого. Большая точка означает начало работы. Далее следует сам диктант (число означает количество клеток):
1 вправо, 1 вправо-вниз, 1 вправо-вверх, 1 вправо, 1 влево-вверх, 2 -вправо, 1 влево-вниз, 1 вправо, 1 вправо-вниз, 1 вправо-вверх, 1 вправо;
2 вниз, 1 влево-вниз, 1 влево, 1 влево-вниз, 2 влево, 2 влево-вверх, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Это — очень простой диктант, с которым справляются даже дошкольники.
Следующий диктант «Тюлень» немного сложнее/
Начинаем с большой красной точки, которая будет служить тюленю носом
1 вправо, 1 вправо-вверх, 1 вправо-вниз, 2 вниз, 1 вправо-вниз, 2 вправо, 1 вправо-вниз, 2 вправо- вверх, 2 вниз, 1 влево-вниз, 5 влево, 1 влево-вверх, 1 влево-вниз, 1 влево, 1 вправо-вверх, 3 вверх, 1 влево-вверх. В завершение ставим точку, которая будет тюленьим глазом.
Следующее задание — начертить под диктовку котенка, начиная с большой красной точки.
1 вправо-вниз, 1 вправо, 1 вправо-вверх, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо-вниз, 3 вправо-вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 влево-вниз, 1 вниз, 1 вправо-вниз, 1 влево, 1 влево-вверх, 1 влево, 1 влево-вниз, 1 влево, 1 вправо-вверх, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх. У получившегося котенка оформляем ушки и мордочку.
И самый сложный и длинный диктант — белка. Ставим точку и начинаем чертить
4 вниз, 1 вправо-вниз, 3 вверх, 1 вправо-вверх, 2 вправо, 1 вправо-вниз, 1 вниз, 1 влево-вниз, 1 влево-вверх, 3 вниз, 1 влево-вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 влево, 1 вправо-вверх, 2 вверх, 1 влево-вниз, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево-вверх, 1 вправо-вверх, 1 вправо, 1 влево-вверх, 1 вправо-вверх. В головке белки ставим глаз.
Очень важно, не сообщать детям, кто или что получится в конце диктанта. Некоторые догадываются раньше, но большинство бывают приятно удивлены, когда в результате сложной умственной работы получается забавный котик или зайчик. Поэтому такие задания они обычно выполняют с удовольствием.