sostav-chisla1С понятием «состав числа» мы знакомимся еще в курсе предшкольной подготовки. Изучение состава чисел в пределах десяти поможет детям легко производить действия сложения и вычитания с переходом через десяток. Опыт показывает, что не знающие состава чисел дети испытывают большие трудности при изучении более сложных математических тем.

Как же научить ребенка раскладывать числа на слагаемые? Только постепенно и пользуясь правилом «от простого — к сложному». При знакомстве с числом «2«, обращаем внимание на то, что оно состоит из двух других чисел 1+1.

И любое число больше двух можно разложить на составляющие. При изучении числа 4 мы раскладываем его уже на другие слагаемые 1+3, 2+2 или 3+1. С увеличением числа увеличивается и количество вариантов слагаемых, на которые оно раскладывается.

Но чем больше число, тем труднее ребенку запомнить все варианты его составляющих.

Мы давно знаем, что легче всего обучение проходит в игре. Поэтому и здесь применяем игровые элементы. Есть много игр, помогающих запомнить состав чисел: домики, елочки, шарики, ромашки. Ребенку интересно, и материал быстро запоминается.

Самое распространенное игровое упражнение «Заселяем домики». В каждом домике на одном этаже живет определенное количество жильцов.

sostav-chisla3Сколько именно показывает число на чердачке. В роли жильцов выступают зайчики, котята, воробышки.

Например, в домике на первом этаже живет 1 зайчик. Сколько зайчиков нужно к нему подселить, чтобы получилось 7? Это уже настоящая задача, а ее условие — на картинке. И решение можно записать выражением 1+6=7..

Осенью в лесу белочки запасают шишки на зиму. На одну верхнюю  веточку белочка повесила 1 шишку. Сколько шишек нужно ей повесить на  веточку с другой стороны, чтобы получилось всего 7 шишек?   7  это 1+6, значит, еще ей нужны 6 шишек.

sostav-chisla6Точно также узнаем, сколько шишек нужно повесить на нижние ветки  7=5+2,  7=3+4  Потом заполняем  ветки второй елочки, чтобы получилось 8 шишек, а потом и третьей.

Можно представить число в виде ромашки, на лепестках которой только одно из составляющих его чисел. Нужно добавить второе составляющее, чтобы получилось полное число, указанное в серединке. sostav-chisla4

А для проверки запоминания состава чисел можно использовать простые примеры, изображенные на самых неожиданных предметах

sostav-chisla7

Таким образом, играя, мы закладываем основу  будущих блестящих математических успехов нашего ученика.  Для быстрого запоминания состава чисел от 1 до 10 еще можно использовать таблицу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники