velichinyТрудность изучения величин в начальной школе обусловлена тем, что ребенок прежде не встречался  с различными единицами измерений. Понятие «метр» у него связано не с длиной, а с размером предмета. То же относится и к другим единицам.

Придя в школу, дети уже имеют представление о том, что два предмета могут быть одинаковыми, но в чем-то отличаться друг от друга. Например, два карандаша могут использоваться для рисования.В этом они одинаковы. Но эти же карандаши могут отличаться цветом, размером и формой.

Для сравнения предметов  вводятся понятия «больше» и «меньше». И здесь для ребенка очень важны практические действия, которые он выполняет в игровых ситуациях. Сравнивая две бумажные полоски,  используем прием наложения, чтобы можно было наглядно увидеть разницу в длине. Делаем вывод, что полоски неодинаковы, одна длиннее другой, то есть длина одной полоски больше.

Можно сравнить два предмета с различной массой — воздушный шарик и коробку с красками. У коробки масса больше, так как она тяжелее шарика. А различную вместимость предметов можно продемонстрировать, перелив воду из небольшой чашечки в стакан. В стакане останется много места, следовательно, его вместимость больше.

Следующим шагом в изучении величин является формирование представлений об измерении. Осознать процесс измерения помогают ситуации проблемного характера.

Например, на листе бумаги закреплены две ленточки. Как можно доказать, что одна лента длиннее другой, если их нельзя наложить друг на друга? Нужно использовать мерку, В качестве мерок предложены картонные планки разных цветов. Используя красную планку, ребенок укладывает ее на первую ленту, осуществляя измерение. Допустим,  на первой ленточке мерка поместилась 5 раз. Используя ту же планку, укладываем ее по длине второй ленточки. Результат — 4.

Сравнивая 5 и 4, ребенок делает вывод, что первая ленточка длиннее. Но, если предложить ему измерить ленточки разными планками (одну красной — 2 см, другую — синей 3 см), то результат будет совсем иной. И если одну ленточку измерить двумя разными мерками, результаты будут разными. Почему?

И здесь, как правило, вспоминается мультфильм «38 попугаев», в котором герои так и не смогли измерить длину удава, так как мерили его попугаями, мартышками и слонами. Чем больше использовано подобных ситуаций, тем конкретнее формируется у детей необходимость применять одну мерку. И тогда уже их можно знакомить с сантиметром и линейкой как измерительным инструментом.

Линейку можно использовать для того, чтобы поняли взаимосвязь между числом и величиной. Они убеждаются на опыте, что в результате измерений получаются числа, которые можно складывать, вычитать, умножать и делить.

Введение новых единиц длины тоже связано с практическими действиями. Например, для чего нужен дециметр?  Чтобы дети осознали необходимость такой единицы, им обычно предлагается измерить, например, длину стола мерками  1 см и 1 дм. Укладывать  сантиметровую мерку долго и неудобно. А меркой 1 дм можно выполнить измерение намного быстрее и легче.

Устанавливается соотношение между единицами и  закрепляется практически с помощью заданий на перевод длины из единиц одних наименований в другие.

Так же поэтапно проводится работа по формированию представлений о массе, емкости, времени. Для понятия «масса» можно использовать такую ситуацию. На столе стоят два совершенно одинаковых сосуда, но один пустой, а другой наполнен водой. Попросите ребенка назвать признаки сходства и различия.

Если описать сходные признаки не составит труда, то при определении признаков различия могут возникнуть затруднения. Но только до тех пор, пока ребенок не возьмет сосуды в руки. Тогда он сразу почувствует, что один из них тяжелее. Значит масса его больше.

Формирование представлений о величинах и усвоение отношений между их единицами тесно связано с изучением структуры двузначных и трехзначных чисел. Например: 1 дм и 1 см  — 1 дм=10 см(1 дес.=10 ед.). Для усвоения структуры трехзначного числа можно использовать модели 1 м, 1 дм, 1 см.

Это позволит детям лучше усвоить отношения между разрядными единицами, десятками и сотнями и отношения между единицами величин.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники