vyuchit-stihЕдва ли есть семья, в которой детям не приходилось бы учить наизусть стихи. Начиная с детского сада, наши дети готовятся к различным выступлениям, учат не только песенки, но и довольно длинные стихи.  Можно ли легко и быстро выучить стихотворение? Ведь далеко не всем деткам это занятие дается легко, хотя и считается, что в раннем детстве стихи заучиваются намного быстрее и легче. Особенно те, которые малышам нравятся.

В семьях, где с ребенком много разговаривают, читают ему вслух стихи, сказки, рассказы, процесс запоминания стихов проходит гораздо легче и быстрее. Но некоторые детки даже при этих благоприятных условиях с трудом запоминают стихи в силу индивидуальных психологических особенностей. Таким детям обязательно нужно помочь.

Существует несколько методов заучивания стихотворения.

Визуальный метод основан на чтении текста, составлении письменного плана стихотворения
или рассматривании серии картинок-иллюстраций.

Слуховой метод, при котором ребенок слушает стихи, повторяет каждую строчку за взрослым, а потом один. Именно на этом методе основано запоминание стихов детьми дошкольного возраста.

Метод с использованием моторики — можно простукивать пальцами ритм стихов или загибать по пальчику после каждой выученной строчки.

Логический метод, при котором прочитывается и разбирается каждая строфа и пересказывается своими словами.

Конечно, можно и нужно сочетать эти методы для быстрого и эффективного заучивания стихов.

В начальной школе, как правило, учитель раздает детям памятку » Как правильно учить стихотворение». В ней обозначены следующие основные этапы:

1. Чтение всего стихотворения вслух несколько раз, соблюдая паузы и обращая внимание на незнакомые и сложные для чтения слова, которые разбираются и объясняются. При чтении вслух подключается слуховая память, и процесс запоминания идет быстрее.

2. Составление логической цепочки из отдельных четверостиший, определяющей порядок событий, которые нужно запомнить. Для этого на отдельный листок кратко записываем, о чем идет речь в каждой строфе.

3. Процесс заучивания начинается с повторения вслух одной-двух строчек несколько раз, затем к выученным строчкам добавляются следующие две строчки. Полностью четверостишие повторяется несколько раз, причем не только наизусть. По тексту обязательно контролируется  правильность
выученных строк. Только потом можно переходить следующей строфе.

4. После заучивания второго четверостишия следует обязательно повторить наизусть сначала первую выученную строфу, а потом вторую.

Таким образом можно достаточно быстро выучить стихотворение из трех-четырех строф. Если же оно гораздо больше, рекомендуется делать небольшие перерывы в процессе заучивания, просто перечитывая стихотворение от начала до конца.

Выученное стихотворение нужно повторить несколько раз в течение дня и на следующее утро.

Обязательно помогайте детям учить стихи в первом классе, пока не сформировался навык чтения. А чтобы процесс овладения этим навыком шел быстрее, методисты рекомендуют различные упражнения.

Знакомство со стихами открывает ребенку мир поэзии, расширяет его кругозор, способствует формированию общего уровня культуры. К тому же заучивание стихов развивает память, рифмующиеся строки создают внутреннюю гармонию.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники