chteniye Если не развивать навык чтения целыми словами, то период чтения по слогам может затянуться на долгое время. Отсутствие руководства, а также ежедневные тренировки только в слоговом чтении букварных страниц приводят к автоматизации навыка на промежуточной стадии и затрудняют переход к чтению целыми словами.

Для развития точности восприятия слов и уменьшения ошибок при переходе к данному виду чтения существует ряд специальных упражнений.

1. Чтение слов, написание которых отличается одной буквой. Обратить внимание ребенка на то, что изменение только одной буквы влечет за собой изменение всего слова: коса — коза, палка — полка, Ваня — Таня.
К этому же типу упражнений относится задание: замени в словах букву о на букву ё, чтобы получились новые слова

нос — нёс, воз — вёз, ров — рёв и т.д.

2. Чтение слов, в написании которых есть все или несколько одинаковых букв: куст — стук, кот — кто, пилка — липка.

3. Чтение однокоренных слов с разными приставками: унёс — принёс — занёс — перенёс; пришел — ушел — зашел — перешел; убежал — забежал — прибежал — перебежал.

Для развития «поля» чтения, то есть для увеличения объема восприятия, подбирается группа слов по следующим принципам:

а) односложные слова разной структуры: ум, ус, он, друг, крик, звук;

б) двусложные и трехсложные слова: вода, гуси, осинки, мухомор;

в) однокоренные слова с разными суффиксами: дом — домик — домище, лист — листик — листочек, кот — котик — котенок — котеночек.

При чтении слов последней группы нужно выяснить, видят ли дети оттенки, имеющиеся в значении этих слов.

Упражнения на развитие «поля» чтения и точности восприятия слова помогут детям перейти к правильному чтению целыми словами, при котором восприятие слов будет целостным. Овладение чтением целыми словами для детей, читавших только по слогам, приведет к качественным изменением и в понимании прочитанного.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники