kak-nauchit-slushatУмение слушать — это ценнейшее свойство человека, во многом определяющее его успешность в жизни. Без этого умения ребенок не воспринимает учебный материал, ему трудно общаться со сверстниками.

Слышать — не значит слушать. Тот, кто слушает, воспринимает обращенные к нему слова и
соответственно реагирует на них. Очень часто дети прекрасно слышат голоса взрослых, но не слушают, что им говорят.
Научить ребенка слушать вполне возможно, так как это умение не дается человеку с рождения, а развивается в процессе взросления.

Прежде всего, следует определить, почему ребенок не реагирует на слова взрослых.

Чаще всего внимание ребенка поглощает ситуация, в которой он находится, будь то игра, раскрашивание картинок или просмотр мультиков. Он настолько сконцентрирован на своем занятии, что может просто не
слышать обращения к нему.

В этом случае не стоит кричать ему из другой комнаты. Лучше подойти к ребенку, привлечь его внимание, взяв его за руку или потрогав за плечо. Только тогда он сможет полноценно понять, что вы от него хотите. Но прежде, чем так поступать, следует подумать, так ли важны ваши слова, чтобы отвлекать человечка от его интереснейшего занятия.

Если ваше сообщение действительно важно, формулируйте его кратко и четко. Дети плохо воспринимают многословность взрослых, так как не в состоянии уловить главное.

Если вы не уверены, что ребенок правильно понял, можно попросить его повторить ваши слова. Возможно, он пропустил что-то важное. Но делать это нужно в мягкой форме, не отчитывая его за невнимание.

Не следует в одном обращении сочетать несколько требований, так как дети дошкольного возраста еще не вполне способны запомнить последовательность действий, которые им нужно совершить.

Например: «Положи кубики в коробку, книги поставь на полочку, вымой руки и садись обедать». То есть, сначала следует убрать кубики, потом поставить книжки, вымыть руки и сесть за стол. Ребенку проще выполнить одно действие, а потом ему можно напомнить, что делать дальше.

Главное, не раздражаться, а понимать психологические особенности детей и действовать в соответствии с ними. Ведь просто для понимания речевой инструкции взрослого ребенку требуется какое-то время. Большинство детей не способны мгновенно понять, что от них хотят, но когда до них доходит смысл сказанного вами, они с готовностью все выполняют.

Если вы хотите сказать ему что-то очень важное, нужно, чтобы ребенок смотрел вам в лицо. Зрительный контакт очень важен при разговоре с маленькими детьми. чтобы установить такой контакт, можно присесть, если ребенок стоит, или сесть с ним рядом.

Старайтесь чаще разговаривать с детьми именно таким образом, тогда процесс формирование умения слушать и отвечать на заданные вопросы пойдет намного быстрее.

Так как словарный запас детей ограничен, требование или просьба к ребенку должны быть на понятном ему языке. Даже одно слово, которое он не знает, может сделать непонятной всю фразу.

Например: «Нельзя ходить по бордюру!» Объясните, что такое «бордюр» и почему по нему не следует ходить. Ребенок и запомнит новое слово, и будет знать, что с бордюра можно упасть и причинить себе боль.

При обращении к ребенку очень важна доброжелательная интонация, привычный тембр голоса мамы или папы. Повышенный тон, крик и угрозы пугают детей, и им еще сложнее понять, что от них требуется. Дружеская атмосфера в семье без брани и криков способствует формированию здоровой психики у ребенка и, как следствие, нормальному общему развитию маленького человека.

Советую посмотреть видеоролик об интересном эксперименте, который провела мама двух девочек, совершенно ее не слушавших.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники