Lingvist-skazkiБез сказок мы не мыслим себе детство. Сказки развивают фантазию и эмоциональную сферу ребенка. Но есть среди них особенные — лингвистические.

Лингвистические сказки — это одно из средств развития мыслительных способностей детей. В этих сказках использованы придуманные слова, которых нет в языке, но форма каждого слова соответствует грамматическим правилам.

По форме слова можно понять, какая это часть речи, в каком числе, роде и падеже использованы существительные и прилагательные, и в каком лице и времени использованы глаголы.

Дети очень любят лингвистические сказки, потому что они забавны, и смысл их нетрудно понять. Многие пробуют придумать свои сказки, похожие на образец.

Вот одна из самых известных лингвистических сказок.

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша по напушке и увОзила бутявку.
И волит:
-Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И придудонились.

А Калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычурили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.

А Калуша волит:

— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!
ПУСЬКИ БЯТЫЕ!

 

После того, как детки вдоволь повеселились, послушав эту сказку, им можно дать задания:

—  Попробуйте своими словами  передать смысл сказки.

—  Можете ли вы объяснить, почему понятен смысл сказки, хотя почти все слова непонятные?

—  Попробуйте придумать лингвистическую сказку, в которой все или только некоторые слова будут непонятными.

Такой же лингвистической сказкой, только в стихотворной форме, является шутливое
произведение Льюиса Кэррола в переводе Д.Орловской. В нем только отдельные слова                               придуманы  автором.

БАРМАГЛОТ

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

О, бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик!

А в глуще рымит исполин —

Злопастный Брандашмыг!

Но взял он меч и взял он Щит,

Высоких полон дум.

В глущобу путь его лежит

Под дерево Тумтум.

Он встал под дерево и ждет,

И вдруг граахнул гром —

Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнем!

Раз-два! Раз-два! Горит трава,

Взы-взы — стрижает меч.

Ува! Ува! И голова

Барабардает с плеч.

О, светозарный мальчик мой,

Ты победил в бою!

О храброславленный герой!

Хвалу тебе пою.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

В качестве задания к этому стихотворению, можно попросить ребенка пересказать его своими словами,  нарисовать иллюстрацию к  этой сказке или сочинить лингвистическую сказку с похожим сюжетом.Lingvist-skazki1

Работа с лингвистическими сказками не только увлекательное занятие, но и очень полезное, так как развивает воображение, речь и  чувство языка у ребенка.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники