funktsionalnaya-negramotnoct   Во многих семьях родители недоумевают, почему ребенок, научившийся читать в 5-6 лет, в начальной школе плохо понимает прочитанное, не может внятно пересказывать и писать логически связные тексты.  Ученые называют это явление функциональной неграмотностью.
Существует международная программа PISA, которая оценивает достижения школьников разных стран. Кроме прочих показателей, выявляется уровень читательской (функциональной) грамотности среди подростков 15 лет. И если в 2000 году Россия занимала 27 место, то в 2012 — только 34-е. Впереди дети из Китая, Кореи, Польши Финляндии и многих других стран.

Это явление характерно и для взрослого населения. Вроде, грамотный человек, школу окончил, а простейшие тексты типа инструкции понимает плохо.И не только в России, но и в других странах, таких людей становится все больше. По последним данным в Голландии функционально неграмотны 8% населения, в Великобритании 11%, а в США — 43%.

Эта проблема не нова. О функциональной неграмотности стали говорить еще лет сорок назад. И тогда же психологи и педагоги попытались установить причины возникшей проблемы и способы ее борьбы с ней. Хотя эффективного рецепта найти так и не удалось, были сделаны определенные выводы.

1.  Функциональная неграмотность у детей часто возникает из-за ошибок родительского воспитания и неправильного развития. Не секрет, что многие амбициозные родители чуть ли не с двух лет стараются научить своих детей чтению, письму, иностранным языкам. Хочется ребенка сделать вундеркиндом, а не серой мышкой. Но в столь нежном возрасте мозг ребенка еще не готов к такой сложной
работе. В 3-4 года ребенок должен работать пальчиками, так как он познает мир через осязание.
Даже выучив буквы и научившись читать, он не сможет до конца осознать смысл прочитанного. Постепенно он привыкает к такому механическому процессу, бегло читает, не стараясь понять текст.

2. Еще одной причиной возрастания функциональной неграмотности считают появление различных гаджетов, без которых многие дети уже не мыслят своего существования. Постоянное тыкание по кнопкам пульта или панели лишает маленького человека необходимости тренировать мозг, запоминая материал. Ведь ответ на любой вопрос можно найти в интернете, зачем же напрягаться? Поэтому многие учителя принципиально не принимают ответы из интернета, настаивая на необходимости самому изучать материал и находить правильные ответы.

3. В последние годы уже в начальной школе обучение принимает форму подготовки к различного рода тестам, проверочным работам, экзаменам. Дети не учатся пересказывать прочитанное, устная речь совершенно не развивается. То, что обучение пересказу отодвинулось на второй план, приводит к неспособности связно выражать свои мысли. Даже простейшие сочинения по картинкам вызывают большие трудности у многих детей.

Если обозначена проблема функциональной неграмотности у детей и выявлены причины ее возникновения, становится проще с ней бороться. И здесь роль взрослых невозможно переоценить.

Теперь мы знаем, что детское развитие должно соответствовать возрасту, телефоны и интернет не должны заменять живого общения и самостоятельного постижения мира и наук, развитие устной речи должно стать для родителей приоритетом. Ведь речь мы развиваем с первых месяцев жизни ребенка, и эту роль ему не
заменит никто.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники