resheniye-zadach Подготовка дошкольников к решению задач — то, с чего обычно начинают в семьях готовить детей к школе. Часто дети сами проявляют интерес к этим занятиям. Но нельзя сводить весь процесс к простым вычислениям, с которыми ребенок справляется сравнительно легко. Решая задачи, он должен научиться рассуждать, понимать, какие числа нужно сложить, какие вычесть, уметь доказывать правоту своих действий.

При решении арифметических задач, дети должны наглядно видеть, что при соединении двух групп предметов получается большее число. А если от группы какую-то часть отделить, останется меньше. В качестве наглядности могут служить и счетные палочки, и карандаши, и любые игрушки.

Например: В коробке 6 карандашей. Мы возьмем два карандаша, чтобы нарисовать дерево. Теперь в коробке больше или меньше карандашей? На сколько меньше? Почему их стало меньше? Можно  про наши карандаши составить задачу?  Дети должны определить, какое арифметическое действие нужно произвести, чтобы получить ответ. После этого, можно составить задачу и решить ее.

  «В коробке было 6 карандашей. Два карандаша дети взяли для рисования. Сколько карандашей осталось в коробке?»

Предметная иллюстрация помогает детям усвоить структуру задачи: условие, вопрос, числовые данные. Нужно обратить внимание ребенка на то, что в задаче должно быть не менее двух чисел и вопрос, который соответствует смыслу задачи. Что бы доказать необходимость этих компонентов, можно попросить решить задачу без одного из них:

«На дереве висело 5 яблок. Несколько яблок упало. Сколько яблок осталось на дереве?»

» В вазе стояли цветы. Мама купила еще два цветка и поставила в эту же вазу. Сколько цветов стало в вазе?» 

Ребенок уже может объяснить, почему нельзя решить такие задачи. А чтобы подчеркнуть обязательность вопроса, можно сравнить задачу с рассказом.

 » В аквариуме плавали 4 рыбки. Папа купил еще трех рыбок и пустил в аквариум. Теперь им стало еще веселее.»

   » К Новому году дети делали игрушки. Даша сделала 3 игрушки, а Петя 2. Они повесили игрушки на елку.»

Почему это не задачи? Нет вопроса. Но не каждый вопрос годится для задачи. И ребенку нужно самому это почувствовать.

«Из гаража выехали 6 машин. 2 по дороге сломались. Кто будет чинить машины?»

   «В соревнованиях по бегу участвовали команда мальчиков и команда девочек. Мальчиков было 4, а девочек 5. Какая команда победила в соревнованиях?»

Стараясь найти решение таких задач, ребенок сам убеждается, что оно невозможно.

Для того, чтобы научить ребенка правильно ставить вопрос к задаче, рекомендуются упражнения на выбор нужного вопроса.

 «В банке было 5 литров сока. 2 литра выпили.

1) Сколько литров сока выпили?

2) Сколько литров осталось?

3) Вкусный был сок?

«В магазине было 8 платьев. 3 платья продали.

1) Сколько платьев осталось в магазине?

2) Сколько платьев было всего?

3) Сколько платьев купит следующий покупатель?

Таким образом, ребенок убеждается, что не каждый вопрос подходит к задаче, а лишь тот, который вытекает из ее условия.

Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно. Это помогает детям лучше понять их различие и правильно выбрать необходимое действие.

Если вы включите составление и решение задач в ежедневное общение с ребенком ( во время игр или прогулки), он легко будет решать даже нестандартные задачи на уроках математики в первом классе.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники