parnye-soglasnye Правописание глухих и звонких парных согласных в конце и середине слова представляет определенную трудность для детей  начальной школы.

Но, в отличие от безударных гласных, правил проверки которых несколько, существует только одно правило проверки правильности написания согласных в слове — подобрать форму слова или родственное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

 Снег — снега
         Скользкий — скользить
         Наряд — нарядный

В приведенных словах СНЕГ, СКОЛЬЗКИЙ, НАРЯД парные согласные стоят в слабой позиции. А в проверочных словах позиция согласных звуков сильная. В сильной позиции ( перед гласными) отчетливо слышится глухой или звонкий звук, и ребенок пишет слово правильно.

       БЕРЕГ — БЕРЕГОВОЙ

 

 

parnye-soglasnye1

 

 

Перед звонкими согласными звуками [ л, м, н, р, в] парные согласные различаются хорошо:                    ЗВериный — СВерить,        ЗЛобный — СЛоистый,
ЗРительный — СРедний,    иЗМенить — СМешить.

То же самое правило проверки написания парных согласных мы применяем и для проверки слов с    непроизносимыми согласными звуками.

В русском языке существуют слова, в которых несколько согласных букв стоят подряд и произнести их довольно трудно. Поэтому отдельные звуки мы не слышим, но писать их следует.

ПОЗДНИЙ, МЕСТНЫЙ, ВЛАСТНЫЙ, СОЛНЦЕ

Во всех этих словах есть непроизносимые согласные. Поэтому для правильного написания к ним нужно подобрать проверочные слова.

ПОЗДНИЙ — ОПОЗДАТЬ

МЕСТНЫЙ — МЕСТО

ВЛАСТНЫЙ — ВЛАСТЕЛИН

СОЛНЦЕ — СОЛНЕЧНЫЙ

parnye-soglasnye2

 

Упражнения на закрепление правила

Для закрепления правила написания парных и непроизносимых согласных рекомендуется сделать несколько упражнений.

Какое слово является проверочным?

мороз — морозный, заморозки

утка — утки, уточка

голубь — голубка, голубиный

местный — поместный, местечко

властный — подвластный, властитель

Вставьте пропущенный согласные буквы:

Вишневый пиро…,

левый бере… реки,

зеленая тра…ка,

сколь…кая дорога,

поз…ний ужин,

злос…ный нарушитель,

тонкий лё… .

Прочитайте стихотворение и назовите слова, в которых нужно проверить написание парных согласных:

Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой.

Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (Л. Керн)

Хорошо усвоив правило проверки написания парных и непроизносимых согласных, ребенок в дальнейшем не будет допускать в таких словах  ошибок.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники