bezudarnye6 Хотя знакомство с ударением, ударными и безударными гласными происходит еще в первом классе, правила проверки безударных гласных начинаем изучать только во втором.

Тема достаточно сложная для детей этого возраста, поэтому особенно важно убедиться, что они в достаточной степени овладели этим материалом и свободно могут проверить безударный гласный в корне слова.

И в этом им можем помочь мы, взрослые. предложив несколько проверочных упражнений на закрепление усвоенных правил.

Если гласные в слове стоят под ударением (слышатся отчетливо),такая позиция звуков называется сильной. Когда же гласные звуки  стоят в слабой позиции (безударной), их нужно проверять, чтобы не сделать ошибку при написании.bezudarnye4

Но следует запомнить, что не все безударные гласные нужно проверять.

 

bezudarnye3

Гласные У,Ы,Э,Ё,Ю всегда слышатся отчетливо, поэтому нет необходимости
их проверять даже в слабой позиции

Рыбак, этаж, юрист, уха.

Буква Ё всегда ударная, поэтому над ней и не ставится ударение.

                Ёжик, подъЁм, Ёлочка

Основных способов проверки гласных, стоящих в слабой позиции, два —  изменение формы слова и подбор однокоренных слов. bezudarnye8

Чтобы проверка безударных гласных прошла успешно, нужно научить ребенка из нескольких слов выбирать проверочное.

Т_шина — тихоня, стихать, тихий

В_ршина — верхушка, верхний, вершок

Пот_рпел — терпение, терпеливый, терпит.

Проверочные слова тихий, верхний, терпит

 

Для закрепления рекомендуется как можно чаще просить ребенка проверить ту или иную безударную гласную. При этом способ может  быть любым, так как для нас важен результат.

Если ребенок записывает эти слова, то безударные гласные нужно подчеркнуть для лучшего запоминания. Но и устные упражнения принесут огромную пользу

Р_ка — речка, реченька, реки

В_да — воды, водный, водник

П_шу — пишет, письма, написан

В корне одного слова могут быть сразу два безударных гласных. Тогда для каждого звука подбираем  свое проверочное слово.

Д_р_вянный — дЕрево, дерЕвья

М_л_ток — мОлот, молОтит

Упражнение на закрепление

bezudarnye3

Проверочные слова — боль, вяжет, даль, звон, колет, ловит, мел, робкий, пятна, горы, молот, схватка, отдать, тяжесть, лес ( слово старый проверять не нужно)

В нескольких словах проверить безударную гласную не удастся — конфета, ремень, стакан.

Если гласный звук в слабой позиции проверить нельзя, он — непроверяемый. Слова с такими звуками  называются словарными, так как для проверки мы находим их в  орфографическом словаре

 

bezudarnye7

 

Со словарными словами следует работать специально

 

bezudarnye1

 

Для закрепления этой темы, рекомендую прослушать урок по правилам проверки безударных гласных в корне слова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники