interes_k_miruВся работа по развитию интереса к окружающему миру строится на заинтересованности и знаниях самого воспитателя, на его любви к тому, чему он хочет научить ребенка. Это необходимое условие и главный залог успеха. Огромные возможности для этого предоставляют совместные прогулки, игры, чтение книг, просмотр телепередач.

Почему желтеют листья, какие растения цветут до поздней осени, а какие расцветают весной в снегу? Почему синицы и снегири появляются вблизи жилья человека? И почему снежинки имеют такую правильную форму? У ребенка могут и не возникнуть эти вопросы, если мы не обратим на них его внимания. Наша задача — научить детей видеть необычное в обычных вещах, сопоставлять наблюдения и делать выводы.

По разным признакам можно научить малышей определять направление ветра: по движению облаков, дыма из трубы, по тому, как лег снег. И не нужно сразу подсказывать ребятам ответ. Немного подумав, они сами найдут его. Наблюдения за природой расширяют знания ребенка. Им интересно узнавать, как снежный покров влияет на будущий урожай, или как определить по температуре воздуха, сухой или липкий будет снег, и по каким приметам можно узнать погоду на следующий день.

А чтобы дети убедились, как много они уже знают о природе, я предлагаю им послушать фенологические рассказы-загадки, исправить допущенные в них ошибки. Обычно ребята любят такие рассказы и с энтузиазмом исправляют те высказывания, которые кажутся им неверными. И в большинстве случаев легко объясняют, почему так не бывает.

Вот пример такого фенологического рассказа- загадки.

В первое воскресенье после летних каникул Катюша с дедом решили пойти в лес за грибами. Хорошо в лесу в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, падают на землю разноцветные листья. Отцветают дикие яблони, и их лепестки, словно белый ковер, покрывают землю. Слышны в лесу громкие трели соловья и кукование кукушки. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях и цветах одуванчиков и мать-и-мачехи, еще краше оттеняя их голубоватые цветы.
И грибов в лесу много в эту пору. Вот уже в лукошке и подосиновики, и опята. А еще набрала Катюша на опушке спелой земляники с малиной. А когда возвращались домой, увидели, что высоко в небе летают ласточки. «Это к дождю», — сказал дедушка.

В этом рассказе много фенологических ошибок, и внимательные дети могут их найти и исправить. Осенью не цветут яблони, и не услышишь в лесу соловья и кукушку. Какого цвета одуванчики и мать-и-мачеха, нам уже тоже известно. И нет в лесу в сентябре земляники с малиной, а птицы перед дождем летают низко над землей.

Подобных рассказов множество, и ребятам нравится искать в них ошибки и исправлять их. Это позволяет им чувствовать себя настоящими знатоками природы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники