begloye-chteniyeОдной из основных задач обучения в начальных классах является развитие навыка беглого чтения. Хорошо читающие дети намного лучше усваивают материал в старших классах. Большинство неуспевающих учеников в пятых-шестых классах плохо читают. Это неоднократно было доказано  проверкой техники чтения.

Ребенок, заканчивающий начальную школу,  должен в норме читать 95-120 слов в минуту с полным пониманием прочитанного. Только в этом случае устные предметы в старших классах не будут вызывать затруднений. К сожалению, на практике немалый процент выпускников начальной школы читают в пределах 50-80 слов в минуту. Это намного меньше нормы.

Для того, чтобы исправить эту ситуацию, во многих школах разработали специальные рекомендации родителям для работы по увеличению скорости чтения детей.  Прежде всего, это упражнения для развития техники чтения.

1. Столбик многосложных слов. Читать вслух столбик многосложных слов, стараясь каждую минуту прочитать этот столбик большее количество раз. Например:

литература, композитор. электропоезд, одновременно, приобретают, расстояние и т.д.

Многосложные слова располагают в столбик по 10-12 и распечатывают для удобства чтения.

2.  Звуковая разминка.  Ребенок должен написать буквы  и слоги и прочитать их:

а о у ы и э     а у   а о    ы и    а и у о э     с з ж    ш с ж    жа ча ща    жба   жбе   жбу  и т.д.

3. Очень полезно читать скороговорки. Сначала медленно, но при каждом повторении темп увеличивается.

4.  Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов и научиться их проговаривать.

5.  Запомнить 5-6 слов и сказать, есть ли слово, которое произносит взрослый, в этом перечне.

6. Найти нужную строку в тексте. Это упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице.

7. Сравнить скорость чтения знакомого текста и незнакомого.

8. Чтение за взрослым. Это упражнения вырабатывает скорость произношения слов.

9. Найти в тексте слова на какую-либо букву за минуту.

10. Найти вторую половину слова

кос    —    ничий              ко   —     на                мо    —   монт

лес    —    та                    го   —     са                ре     —   вок

пар   —    мос                 вес —     род              со     —   тор

Есть еще ряд упражнений для развития навыка чтения целыми словами. Их также можно использовать для развития навыка беглого чтения.

Мы не сможем добиться хорошего результата, если не сумеем ребенку привить интереса к чтению. Для решения этой задачи есть несколько заданий, которые детям особенно нравятся. Они с удовольствием и выразительно читают по ролям.

Можно остановиться, не закончив рассказ, и попросить ребенка придумать свой конец, а потом сравнить его вариант с авторским. Или остановиться на самом интересном месте и предложить самому прочитать его до конца.

При проверке техники чтения очень важно проконтролировать понимание прочитанного с помощью вопросов. Читать нужно ежедневно не менее 20-30 минут. Но на развитие скорости читаем 5 минут, то есть один и тот же текст прочитываем несколько раз, отмечая, сколько слов прочитано за минуту.

При подсчете прочитанных слов предлоги и союзы считаются отдельными словами.

Многие дети, занимающиеся дома упражнениями для развития навыков чтения, намного улучшили показатели и скорости чтения, и понимания прочитанного. В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность детей. Одновременно прививается интерес к чтению и книгам.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники