Важная задача обучения родному языку — это развитие письменной речи. Если ребенок умеет излагать свои мысли на письме, он будет писать хорошие творческие работы, будь это изложение или сочинение. Не секрет, что написать хорошее изложение для многих учеников задача не из легких. А умение работать с готовым текстом, анализировать его, то есть определять основную мысль, тему, тип текста, делить его на части, составлять план и пересказывать, очень поможет ребенку в дальнейшем обучении.

Первый вид изложений, с которыми встречаются дети в начальной школе, это подробные изложения,близкий к тексту пересказ в письменной форме.

Подробные изложения проводятся во всех классах. Работая над изложением,, дети учатся полно и точно передавать содержание текста по плану, выделять тему и раскрывать главное, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм литературного языка.

Обучение написанию подробных изложений начинается с письменного пересказа текста по вопросам. Вот одно из первых изложений, которое дети обычно пишут в начале второго класса.

Умная галка

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки.
Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться. (По Л.Н.Толстому).

Сначала содержание текста обсуждается устно. Затем вопросы плана записываются, и к ним подбирается односложный ответ.

1. Что захотела галка? Пить.
2. Что заметила она на столе? Кувшин с водой.
3. Сколько воды было в кувшине? Мало.
4. Что не могла сделать галка? Достать воду.
5. Что стала делать галка? Кидать камешки.
6. Что случилось с водой? Вода поднялась.
7. Что смогла сделать галка? Напиться.

В результате такой тщательной подготовки, ребенку намного легче пересказать любой текст. Разумеется, сначала это делается устно. И только потом, отработав написание трудных слов (кувшин, кидать, напиться) мы приступаем к изложению в письменной форме.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее будут тексты для подробного изложения. Но методика работы изменяется мало. Сокращается количество вопросов, вместо которых часто используются подзаголовки плана. Но, если ребенок с ранних лет усвоит последовательность работы над изложением, для него его написание не будет представлять больших трудностей.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники