razvitiye-rechiРазвитие речи школьников — важнейшая задача общего развития детей. Проблема неспособности некоторых ребят грамотно выразить свою мысль беспокоит как родителей, так и педагогов. Поэтому многие учителя применяют систему упражнений для расширения словарного запаса детей и на уроках, и во внеурочное время. Эти упражнения можно с успехом выполнять и дома.

Многие дети, имея значительный запас активного словаря, все же затрудняются с быстрым подбором нужного слова или выражения.
Упражнения, направленные на развитие активной речи ребенка, предусматривают ускорение процесса воспроизведения нужных слов, расширение активного  словаря и общей языковой осведомленности. Особое внимание следует обратить на оценку точности и правильности ответов.

1. Слова-антонимы

Следует как можно быстрее и точнее подобрать слово с противоположным значением. Неправильными считаются слова, схожие по смыслу (синонимы), а также слова, образованные при помощи не- (легкий-нелегкий, правда — неправда)

В этом упражнении можно использовать такие пары слов:

Веселый — грустный       бедный — богатый           начало — конец
умный — глупый              тепло — холодно            верх — низ
добрый — злой                светлый — темный          великан — лилипут
мокрый — сухой              чистый — грязный           потолок — пол
красивый — уродливый  голодный — сытый           правда — ложь
сильный — слабый          низкий — высокий           тревога — покой
простой — сложный       ленивый — работящий    спуск — подъем
далекий — близкий          толстый — тонкий          война — мир

2. Устойчивые сочетания слов

Для начала при выполнении этого упражнения мы используем всем знакомые устойчивые сочетания слов из сказок. Ребенок сам может вспомнить несколько таких словосочетаний — «ковер-самолет«, «шапка-невидимка«, «добрый молодец«, «Красна девица«.

Если возникнут затруднения, взрослый может назвать первое слово, а ребенок обязательно вспомнит и добавит второе.

Скатерть — самобранка                Иванушка — дурачок               Василиса Прекрасная
Баба-Яга -Костяная нога             Волшебная палочка              Лягушка — квакушка
Сапоги — скороходы                     лисичка — сестричка               Змей Горыныч
Соловей — разбойник                   Жар-птица                              Мышка — норушка
Конек Горбунок                           мальчик с пальчик                    Курочка — Ряба

3. Словарь по теме

Ребенку предлагается тема, по которой он должен подобрать как можно больше слов.
Например, «лес» — трава, деревья, кусты, муравейник, ягоды, грибы, волк, кора, тропинка и так далее.

Сначала темы лучше давать конкретные, близкие к жизни детей, а потом уже более абстрактные:

Дом                                           Профессия
Семья                                       Каникулы
Улица                                        Одежда
Транспорт                                 Космос
урок                                           Дружба
Море                                         Отвага
Посуда                                      Родина

Слова можно просто называть или записывать.

4. Слова-синонимы

Нахождение слов-синонимов также поможет ребенку научиться более свободно выражать свою мысль. Основныими неточностями и ошибками могут быть слова, связанные с заданным по ассоциации (солнце — красное, небо — облако) или попытка объяснить значение слова («бедный» — тот, у которого ничего нет).

Можно использовать следующие пары синонимов:

фотография — фотоснимок                               хозяин — владелец
одежда — наряд                                                  солдат — боец
азбука — алфавит                                               космос — вселенная
народ — люди                                                      профессия — специальность
несчастье — горе                                                 доказать — подтвердить
друг — товарищ                                                   непогода — ненастье
актер — артист                                                    лакомка — сластена
весело — радостно                                             континент — материк
быстрота — скорость                                          мастер — умелец

5. Подбор значений слов-омонимов

Омонимы = это одинаковые по написанию слова, имеющие разное значение. Для выполнения этого упражнения нужно к каждому слову подобрать не меньше двух значений ( можно и больше, если получится).

Например: коса — заплетенные волосы, инструмент для скашивания травы, полоска песчаной земли на берегу реки или озера.

Слова-омонимы, которые можно использовать в этом упражнении:

вилка — столовый прибор; штепсельная вилка                            гусеница — насекомое; заменитель колес у                                                                                                          танка, трактора
шашка — оружие; игровая шашка                                                служба — в армии; церковная
кран — водопроводный; подъемный                                            лук — растение; оружие
бокс — вид спорта; отгороженное помещение                            розетка — электрическая; маленькое                                                                                                                    блюдце
каток — ледовое покрытие; машина для выравнивания           ключ — дверной; родник
асфальта
лопатка — инструмент; кость скелета                                         язык — средство общения; часть ротовой                                                                                                                   полости
очки — оптический прибор; счет в игре                                        утка — птица; ложная информация
доля — судьба; часть чего-то                                                         жучок — насекомое; самодельная пробка

 

Все эти упражнения можно проводить и в виде игры-соревнования между двумя-тремя детьми. Они помогут расширить словарный запас, ускорить процесс нахождения нужных слов для выражения своих мыслей. Развитие устной речи способствует и развитию умения излагать свои мысли в письменном виде, что требуется при написании изложений и сочинений.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники