vtoroj-inostrannyj Перед новым учебным годом в «Российской газете» было опубликовано интервью с министром образования и науки РФ, в котором говорилось об обязательном изучении второго иностранного языка с 5-го класса уже в этом году. Это известие до некоторой степени переполошило педагогическую и родительскую общественность. Учебный год начался, но никаких изменений в расписании пятиклассников не произошло.

Действительно, в соответствии с новым Федеральным Стандартом в предметную область «Филология» включены обязательные предметы: «Русский язык. Родной язык», «Русская литература.Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Но тот же Стандарт позволяет школам вводить второй иностранный язык как обязательный при наличии запроса от родителей и  необходимых условий в самом образовательном учреждении.  Каждая школа самостоятельно принимает решение о введении второго иностранного языка как обязательного предмета.

Во многих гимназиях второй иностранный язык успешно изучается в течение ряда лет. Особенно в школах с преподаванием ряда предметов на немецком или французском языках со 2-го класса. Здесь все пятиклассники начинают изучают английский язык в обязательном порядке.

Что касается обычных общеобразовательных школ, то в последние годы в них наблюдается вытеснение второго иностранного языка. Если раньше во всех школах изучали и немецкий, и французский, то сейчас в большинстве школ преподают только английский язык и связывают это исключительно с пожеланиями родителей.

Тема  обязательного изучения второго иностранного языка в школе не оставила равнодушными родителей и преподавателей. В СМИ активно обсуждаются плюсы и минусы такого нововведения.

С точки зрения интеллектуального развития ребенка, это принесет определенную пользу. Лингвисты считают, что второй иностранный язык изучается намного легче, чем первый. Во многих европейских странах вводится уже третий обязательный иностранный язык, так как замечено, что детям он дается легко. И большинство родителей с энтузиазмом поддерживают эту идею.

Но при этом не учитывается увеличение учебной нагрузки на ребенка. А она и так достаточно велика, и не все дети одинаково успешно с ней справляются. Учебная мотивация к пятому классу заметно снижается, и причиной этого является именно большая нагрузка. По результатам опроса детей менее 30% из них хотели бы изучать второй иностранный язык, так как не успевают как следует подготовиться к остальным предметам.

Да и для школы введение второго иностранного языка становится проблемой. Нужны новые хорошо подготовленные педагоги с достойной зарплатой. Нужны кабинеты, которых и так во многих школах не хватает, и занятия ведутся в две смены.  Нужны новые учебники, которые стоят немалых денег. Бюджет многих наших школ этого просто не позволит.

И последнее. Всем известно, что после школы во многих вузах и техникумах изучается только один иностранный язык. Следовательно, надо развивать изучение двух языков и в этих учебных заведениях, чтобы немалые деньги, потраченные на изучение детьми второго иностранного языка в школе не были пущены на ветер.

Наверняка у многих, читающих эту статью, есть дети-школьники. А каково ваше мнение по этому поводу? Нужен ли в нашей школе второй иностранный язык, или, может быть, следует улучшить изучение одного языка?

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники