yantarnaya-komnataЯнтарная комната — один из самых знаменитых залов царскосельского Екатерининского дворца, поражавшего посетителей сияющей красотой
и роскошью. Этот блистательный зал производил незабываемое впечатление, очаровывая и удивляя своей необычностью и таинственностью
«живого камня», которым были отделаны стены комнаты.

Хотя начало создания царскосельского императорского дворца приходится на 1750-е годы, когда императрица Елизавета Петровна поручила
Бартоломео Растрелли его проект, история янтарной комнаты началась намного раньше.

Еще на рубеже XVII-XVIII веков в кладовых прусского курфюрста Фридриха III, будущего короля Пруссии Фридриха I, хранилась ценная коллекция крупных кусков янтаря. Занявшись перестройкой загородного берлинского дворца своей супруги Софии-Шарлотты, Фридрих решил украсить один
из залов янтарными панно, для изготовления которых были привлечены лучшие немецкие мастера.

Но после смерти Фридриха его сын Вильгельм I не пожелал продолжать дорогостоящее строительство и распорядился украсить уже изготовленными панно лишь небольшой кабинет в берлинском дворце. Но молва о роскошной янтарной комнате уже распространилась по Европе и достигла России.

              От Петра до Екатерины

Петр I, создававший первый музей редкостей Кунсткамеру и побывавший в 1713 году в берлинском дворце, загорелся желанием приобрести  чудо-комнату. Прусский король, желая подчеркнуть важность дружеских отношений с Россией, подарил Петру янтарный кабинет и роскошно отделанную
яхту «Либурника». В ответ русский император направил 55 русских гренадеров для пополнения полка великанов прусского короля и подарил  Вильгельму I собственноручно вырезанный из кости кубок.

В 1717 году янтарные панно, проделав на восьми телегах долгий путь через Кенигсберг, Мемель и Ригу, прибыли в Санкт-Петербург и были помещены в  служебный флигель Летнего дворца Петра I, где находились другие редкости. Там и пролежали они до 1743 года, когда пришедшая к власти Елизавета Петровна решила вновь перестроить Зимний дворец.yantarnaya-komnata№

Один из залов было решено украсить янтарными панно. Любимому архитектору императрицы Растрелли пришлось
немало потрудиться, чтобы отделать янтарный кабинет, так ка стены его были намного больше, чем имеющиеся янтарные панели. Не закрытые панно простенки были заполнены резными деревянными, искусно раскрашенными под янтарь. Этот зал стал использоваться для парадных приемов и официальных торжеств.

Но в том же году неугомонная императрица решила перестроить и летний императорский дворец в Царском селе, превратив его в официальную резиденцию.
И опять для этой работы приглашен Растрелли. Одну из комнат решено было отделать самоцветами. Но везти самоцветные камни с Урала было долго и дорого, а в окрестностях Петербурга их найти невозможно. Поэтому янтарный кабинет был разобран и перенесен в летнюю резиденцию императрицы в Царском  Селе.

Янтарных панно явно не хватало для отделки обширного зала, в котором три стены должны быть украшены янтарными панно, а в  четвертой находились три выходящих во двор окна, Поэтому вновь пришлось воспользоваться расписанными под янтарь холстами, а  узкие простенки между окнами Растрелли заполнил резными рамами с зеркалами.

Сдвоенные зеркальные  пилястры в золоченых рамах удачно соединили янтарные плиты, в которые были вмонтированы золоченые светильники, а под потолком для вечернего освещения
помещались роскошные бронзовые светильники, рассчитанные в общей сложности на 565 свечей.

yantarnaya-komnata1

Изысканным украшением стен послужили четыре флорентийские мозаики из натуральных самоцветных камней, преподнесенных Елизавете австрийским Двором, вероятно, в качестве дипломатического подарка.

Мозаики выли сделаны по рисункам итальянского художника Джузеппе Дзокки и представляли собой аллегорические изображения пяти чувств — зрения, вкуса, слуха и обоняния с осязанием. На одной картине люди читали, смотрели через подзорную трубу и на свое отражение в воде, на другой изображался семейный обед, на третьей прислушивались через слуховую трубку, а на последней обнимались и вдыхали ароматы цветов. Фоном для всех этих жанровых зарисовок служили развалины древних строений.yantarnaya-komnata2

Основная отделка Янтарной комнаты была завершена к середине 50-х годов восемнадцатого века, но хрупкие панно требовали постоянного ухода и частых ремонтов. Для этой цели из Пруссии был приглашен янтарных дел мастер Фридрих Роггенбук, возглавивший потом Царскосельскую  янтарную мастерскую для изготовления новых изделий.yantarnaya-komnata5

Дополняло убранство чудо-комнаты спроектированный самим Растрелли резной угловой столик с золоченым бронзовым канделябром-часами французской работы XVIII века. По стенам были расставлены наборные деревянные комоды работы лучших русских мастеров,  китайские фарфоровые вазы и белые деревянные витрины, где хранилась коллекция янтарных изделий не только петербургских мастеров, но и работы из Германии и Польши.

Работы по отделке комнаты были продолжены и при Екатерине II, которая распорядилась заменить все расписные холсты на янтарную мозаику, для чего опять были приглашены в Россию немецкие мастера и их русские ученики. Были изготовлены новые янтарные панели, на которые ушло более четырехсот пятидесяти килограммов отборного кенигсбергского янтаря.

Уже в середине девятнадцатого века в Янтарную комнату поместили двухметровую конную статую прусского короля Фридриха II, которую прусский двор подарил Николаю I.yantarnaya-komnata4

Содержание необычного зала оказалось очень трудоемким делом. Янтарные панно требовали постоянного внимания и частых реставраций. Вся история Янтарной
комнаты — это история мелких и крупных ремонтов, дополнений и обновлений. Для этого создавались комиссии, выделялись большие средства, приглашались искусные мастера.

 

         Революция и война

 

После революции 1917 года разрушенной стране было не до сохранения блеска и роскоши Янтарной комнаты. Работы по реставрации начались только в 1933 году, когда состояние янтарных панно было почти критическим. Основные работы по их ремонту и восстановлению были запланированы на 1941 год, но приступить к ним так и не удалось.

С первых дней Великой Отечественной войны сотрудники музея стали эвакуировать бесценные сокровища, хранящиеся в Царскосельском дворце. В течение 83 дней экспонаты собирались, упаковывались и отправлялись в тыл — Новосибирск, Свердловск, Сарапул и Ленинград. Снять янтарные панели со стен не удалось, так как они были слишком хрупкими. Чтобы защитить от взрывов, их оклеивали бумагой, ватой и марлей, а окна забивали досками.

Фашисты захватили город 17 сентября 1941 года. С ними прибыли и специалисты по культурным ценностям, которые сразу же демонтировали янтарные панно, флорентийские мозаики, одна из которых тут же пропала, и отправили в Кенигсбергский королевский замок, где располагался Музея янтаря. В дарственной книге сохранилась запись  №200 о том, что Янтарную комнату подарило музею германское государственное управление дворцов и садов. Но после освобождения Кенигсберга, Янтарная комната таинственно исчезла и следов ее не могут найти до сих пор.

Поисками Янтарной комнаты в мае 1945 года занялась специальная комиссия во главе с профессором А.Я.Брюсовым, которой было поручено выявить пропавшие ценности в Кенигсберге и других городах Восточной Пруссии. Но поиски Янтарной комнаты к успеху так и не привели.

 

 Восстановление «восьмого чуда света»

 

В пятидесятых годах начинаются реставрационные работы в пригородных дворцах Ленинграда. Воссозданием Янтарной комнаты занялся архитектор А.А.Кедринский, и в 1980 году ее в числе пяти других залов Екатерининского дворца  открыли для обозрения.

Но отделка зала была еще далека от завершения. В 1994 году были установлены янтарные панно нижнего яруса и угловой столик. над которыми ведущие мастера Янтарной мастерской работали больше десяти лет.

Для изготовления янтарных панно требовался только балтийский янтарь, которого уже израсходовали около 6 тонн.   .Одновременно шла работа по восстановлению флорентийских мозаик, для которых нужны были камни разных цветов и природных рисунков.

В 1997 году в Германии обнаружили два подлинных предмета из Янтарной комнаты — наборный деревянный комод и флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние». В рамках обмена культурными ценностями они были возвращены в Россию.

В воссоздание Янтарной комнаты были вложены огромные средства из государственного бюджета и частных инвестиционных компаний, как российских, так и иностранных. В частности, немецкая компания «Рургаз» вложила в это дело три с половиной миллиона долларов.

Благодаря напряженному труду, мастерству и опыту реставраторов, работы по воссозданию Янтарной комнаты были завершены к 300-летию основания Санкт-Петербурга. Полностью восстановленная Янтарная комната была открыта 31 мая 2003 года.yantagnaya-komnata6

Екатерининский дворец в Царском селе — один из крупнейших музеев нашей страны. Если вы будете в Петербурге, непременно посетите Царское село. И, несмотря на толпы любознательных туристов из Поднебесной, вам стоит потратить несколько часов на осмотр дворца и его жемчужины — Янтарной комнаты, воссозданной нашими талантливыми мастерами.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники