Ребусы — один из видов наглядности, широко применяемый для развития логического мышления детей, при обучении грамоте и для повышения информационной культуры детей. Кроме концентрации внимания, развития мышления и логики, ребусы несут определенную информационную нагрузку. Часто приходится выяснять значение слов, работать над их многозначностью.
По степени сложности ребусы можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся самые простые ребусы, которые помогают детям запомнить графическое изображение буквы и употребление ее в словах. Они используются, в основном, при знакомстве с буквой (У-точка)
Во вторую группу входят более сложные ребусы, в которых требуется заменить или убрать какую-либо букву, прочитать число, вставленное в ребус. (Подвал, стул, столб).
К следующей группе можно отнести ребусы, предусматривающие определенный навык чтения и определенный уровень развития логического мышления. Если ребенок затрудняется разгадать подобный ребус, нужно познакомить его с общими принципами их решения. Прежде всего, обратить внимание на то, что часть слова находится внутри какой-то буквы. Например, тра в А (трава), в О рона (ворона). Если часть слова расположена за буквой, читаем по-другому: за В тра (завтра). Для решения таких ребусов дети должны уже уметь правильно делить слова на слоги.
Следующая группа объединяет еще более сложные ребусы, в которых нужно отгадать многосложные слова, используя уже изученные приемы (назвать изображенные предметы или цифры, убрать или заменить буквы). Такие ребусы учителя обычно используют в соревнованиях, олимпиадах по русскому языку (Русский медвежонок). В слове Дерево убираем последнюю букву, а в слове Вишня — первые три. Получается Дерев-ня
Тем же целям, что и разгадывание ребусов, служит решение следующих задач:
1.Даны три слова каша, жаба, корка. В какие из них нужно вставить слоги —ло— и —зин-, чтобы получить новые слова? (Калоша, жалоба, корзинка)
2. Даны всего два слова рука и кора. В какие из них надо вставить слоги —бу-, —чон-, —ну-, —баш-, чтобы получились новые слова? (Кобура, конура, рубашка, ручонка)
3. К данным словам нужно прибавить один слог, чтобы получились новые слова: вол, ком, сук, бук, пол.
(Вол-на, ком-пас, бар-сук, бам-бук, пол-день).
Работа с ребусами и задачами развивает мыслительные способности детей и концентрирует их внимание. Детям нравятся подобные задания. Часто у них появляется желание придумать самим что-либо подобное. А это уже способствует развитию творческих и познавательных способностей ребят.