Еще в древности люди наблюдали за течением времени и для его определения использовали разные приборы. Древнейшие часы определяли время по солнцу. Для этого использовалось освещенное солнцем пространство, куда устанавливался циферблат. По тени, которая отбрасывала установленная в центре палочка, люди определяли время до полудня и после него.
Но солнечные часы работали только в солнечную погоду.
Позднее были изобретены водяные часы. Они представляли собой два небольших соединенных между собой резервуара. Вода из верхнего резервуара с делениями по каплям стекала в нижний. По количеству вытекшей воды и определялось время.
Такие часы назывались клепсидрами. Люди использовали клепсидры долгое время.
Еще один вид часов, который сохранился и в наше время — это песочные часы. Принцип их работы немного похож на работу водяных часов. Из верхнего сосуда за определенное время песок пересыпался в нижний. Песочные часы до сих пор используются в медицинских процедурных кабинетах. Причем для процедур разной продолжительности используются разные часы, отмеряющие разные временные отрезки: 1 минуту, 3 минуты и 5 минут.
Сейчас люди пользуются двумя типами часов: механическими и электронными.У механических часов есть часы со стрелками, а электронные показывают время на дисплее.
Циферблат механических часов разделен на часы и минуты. Каждый час обозначен соответствующими цифрами.
Минуты на циферблате — это мелкие деления. Их 60, потому что в одном часе 60 мин. Некоторые часы снабжены и секундными стрелками, проходящими минутное деление за 1 секунду. Детям необходимо запомнить соотношение единиц времени
1 ч = 60 мин
1 мин = 60 сек
Во втором классе мы решаем задачи, в которых требуется сравнить единицы времени. Например, что больше 1 час или 50 мин.
Мы знаем, что любые величины можно сравнить, если перевести их в одинаковые единицы. В 1 часе 60 мин, следовательно 1 ч > 50 мин.
Примеры задач с использованием единиц времени
1. Миша делает уроки за 1 час 30 минут. Сколько минут требуется Мише, чтобы сделать уроки?
Решение. В 1 часе 60 минут. Значит 60+30=90 (мин).
Ответ: 90 минут требуется Мише чтобы сделать уроки.
2. В воскресенье дети пошли на экскурсию в музей, которая продолжалась 1 час 40 мин. Дорога от школы до музея и обратно занимает
30 минут. Сколько всего минут потратили дети на экскурсию?
Решение. Эта задача решается в два действия. Сначала узнаем, сколько минут продолжалась сама экскурсия
1) 60+40=100 (мин) заняла экскурсия.
Во втором действии отвечаем на вопрос задачи.
2) 100+30=130 (мин) затратили дети на экскурсию и дорогу.
Ответ: всего 130 минут затратили дети на экскурсию.
3. Дима поехал к другу на велосипеде. Дорога заняла 20 минут. Но на обратном пути велосипед сломался, и Диме пришлось идти пешком целый час. На сколько минут быстрее добрался Дима до дома друга, чем обратно?
Решение. Эта задача на сравнение, поэтому решается вычитанием. 1час=60 мин. 60-20=40 (мин).
Ответ: на 40 минут быстрее Дима добрался до дома друга, чем обратно.
4. Оля пробежала 50 метров за 1 минуту, а Наташа за 70 сек. Кто быстрее добежал до финиша и на сколько?
Решение. Чтобы сравнить результаты девочек, нужно минуты перевести в секунды. 1 мин=60 сек.
70-60=10 (сек)
Ответ: Оля добежала до финиша на 10 сек быстрее.
Таким образом, чтобы правильно решить задачи с использованием единиц времени, нужно обращать внимание на то, в каких единицах выражены данные. Решение должно быть только
в одинаковых единицах. Это касается не только единиц времени, но и всех величин, с которыми мы имеем дело в школе.