rabota-nad-oshibkami К сожалению, научиться сразу писать без ошибок пока не удавалось никому. И хотя мы все к этому стремимся, ошибки дети делают не только в первом, но и во втором и в более старших классах.

Одним из способов избежать повторения одних и тех же ошибок — выполнение работы над ошибками. Особенно важное значение эта работа имеет в младших классах, когда дети только начинают обучение и со многими явлениями русского языка встречаются впервые.

Как же правильно делать работу над ошибками, чтобы правило или написание того или иного слова запомнилось надолго? Это зависит от типа ошибки. Как правило, учитель объясняет алгоритм выполнения этой работы и предоставляет памятку.

— Если в слове пропущена буква или вместо одной написана другая ( пргулка вместо прогулка, поддирать вместо подбирать) следует слово с ошибкой написать правильно, разделив его на слоги и подчеркнув гласные буквы.   Например: проул-ка. под-биать.

— Следует учитывать, что при переносе существуют правила, которые нельзя нарушать. Если допущена ошибка при переносе слова, следует не просто разделить слово на слоги, а разделить его именно для переноса. Например, слово ОСЕНЬ перенести нельзя, а  слово ОСЕННИй перенести можно только так ОСЕН-НИЙ ( хотя в нем три слога о-сен-ний). Для исправления ошибки выписываем слово и делим его для переноса.

— Ошибки в словарных словах исправляют по-другому. Если вместо тетрадь ребенок написал титрадь, слово выписывается правильно, подчеркивается буква, в которой сделана ошибка
и это словарное слово прописывается целую строчку. В этой работе разделение слов на слоги не предусмотрено.

— С первого класса мы изучаем правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН. Если ошибка именно в этих сочетаниях (учястие, мышы, ночька), следует выписать это слово правильно,
подчеркнуть сочетание и придумать пять слов: участие, чашка, дача, чаща, часто, начальник.

— Очень много ошибок дети допускают в словах с безударными гласными, которые можно проверить ударением ( нибесный, трова, вадичка). В этом случае мы выписываем слово без ошибки и обязательно подбираем проверочное: небеса — небо, трава — травка, водичка —  водный. Безударная гласная подчеркивается и ставится ударение в проверочном слове.

— Аналогично работаем и со словами, в которых допущена ошибка на звонкие и глухие согласные. Например, ложка — ложечка, ладошка- ладоши. Согласную подчеркиваем и в проверочном, и в том слове, которое было написано с ошибкой.

— Не сразу дети запоминают правило написания слов с заглавной буквы. Если вместо заглавной слово написано с маленькой буквы, нужно выписать его правильно и придумать  еще пять слов на это правило.      Например, ребенок написал с маленькой буквы название города воронеж. Выписываем Воронеж, подчеркиваем заглавную букву и придумываем еще пять названий городов, рек, стран (Москва, Россия, Волга, Новосибирск, Челябинск).

— Довольно большие трудности дети испытывают при написании слов с предлогами и приставками. Если слово с предлогом написано слитно, следует написать его раздельно и
между предлогом и словом поставить вопрос или вставить другое слово. Нужно придумать также несколько сочетаний других слов с этим предлогом.

     Под порогом, под чем? порогом, под высоким порогом, под столом, под диваном, под окном.

Если ребенок написал приставку отдельно, то придумываем два-три слова с этой приставкой и записываем слитно: при ехать — приехать, прикрепить, приписать, придать. Приставки
подчеркиваем или выделяем.

— Если ошибки допущены в словах с мягким или твердым знаками ( въюга, вьезд), выписываем слово правильно и вспоминаем еще пять слов на это правило: вьюга, семья, воробьи, волчьи, веселье, питьё. Или с твердым знаком:  въезд, объяснение, съели, подъезд, съехать, объявить. Знаки подчеркиваем.

— Часто ошибки допускаются в словах с непроизносимыми согласными — поздний, сердце, солнце. Для исправления ошибки подбираем проверочное слово и подчеркиваем пропущенную непроизносимую согласную букву. Сердце — сердечко, поздний — опоздать, местность — место.

Если с первых дней обучения приучать ребенка обязательно выполнять работу над ошибками, вскоре он  сам будет знать, каким образом следует  исправлять ту или иную ошибку. Иначе ребенок вместо качественной работы будет в лучшем случае просто  делить слова на слоги. А этого недостаточно для полноценного исправления разного типа ошибок.

А как правильно выполнять работу над ошибками по математике, рассказывается в данном видео