otritsatelnye-mestoimeniya Есть темы, которые подробно рассматриваются в средних и старших классах. Но все же мы знакомим детей с такими правилами на занятиях кружка или факультатива по русскому языку.
Тем более, что отдельные любознательные младшие школьники просят объяснить, почему в одних случаях мы пишем НИкто, а в других НЕкто.

Да и как правильно писать НЕ и НИ — слитно или раздельно?

Вот эти правила мы и стараемся запомнить в начальной школе. Они простые, понятные, легко запоминаются и в дальнейшем могут предотвратить ошибки в написании отрицательных местоимений.

1. Прежде всего, запоминаем, что в местоимениях никтО, ничтО, нЕкто, нЕчто, никомУ ничемУ, нЕкому, нЕчему под ударением пишется НЕ, а в безударном положении НИ.

2. Если между НЕ/НИ и местоимением есть предлог, то они пишутся раздельно: ни с кЕм, нЕ с кем, ни о чЁм, нЕ о чем и т.д.

otritsatelnye-mestoimeniya2

 

3. И, наконец, два словосочетания не кто иной, КАК и НИКТО ИНОЙ. Следует запомнить, что со словом КАК мы пишем НЕ КТО ( НЕ и раздельно ). Например: Это был не кто иной, как наш
недавний знакомый.

А в предложении «Никто иной (другой) этого не сделает.» отрицательное местоимение пишем с НИ и слитно.

otritsatelnye-mestoimeniya3

Эти простые правила, которые практически все дети запоминают быстро и надолго, сделают детскую (и взрослую) письменную речь намного грамотнее. А если на других уроках (чтения, окружающего мира) постоянно обращать внимание на написание отрицательных местоимений и напоминать правила, то этот навык наверняка останется у ребят на всю жизнь.