Без сказок мы не мыслим себе детство. Сказки развивают фантазию и эмоциональную сферу ребенка. Но есть среди них особенные — лингвистические.
Лингвистические сказки — это одно из средств развития мыслительных способностей детей. В этих сказках использованы придуманные слова, которых нет в языке, но форма каждого слова соответствует грамматическим правилам.
По форме слова можно понять, какая это часть речи, в каком числе, роде и падеже использованы существительные и прилагательные, и в каком лице и времени использованы глаголы.
Дети очень любят лингвистические сказки, потому что они забавны, и смысл их нетрудно понять. Многие пробуют придумать свои сказки, похожие на образец.
Вот одна из самых известных лингвистических сказок.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша по напушке и увОзила бутявку.
И волит:
-Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И придудонились.
А Калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычурили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.
А Калуша волит:
— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!
ПУСЬКИ БЯТЫЕ!
После того, как детки вдоволь повеселились, послушав эту сказку, им можно дать задания:
— Попробуйте своими словами передать смысл сказки.
— Можете ли вы объяснить, почему понятен смысл сказки, хотя почти все слова непонятные?
— Попробуйте придумать лингвистическую сказку, в которой все или только некоторые слова будут непонятными.
Такой же лингвистической сказкой, только в стихотворной форме, является шутливое
произведение Льюиса Кэррола в переводе Д.Орловской. В нем только отдельные слова придуманы автором.
БАРМАГЛОТ
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик!
А в глуще рымит исполин —
Злопастный Брандашмыг!
Но взял он меч и взял он Щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он встал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два! Раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч.
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч.
О, светозарный мальчик мой,
Ты победил в бою!
О храброславленный герой!
Хвалу тебе пою.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
В качестве задания к этому стихотворению, можно попросить ребенка пересказать его своими словами, нарисовать иллюстрацию к этой сказке или сочинить лингвистическую сказку с похожим сюжетом.
Работа с лингвистическими сказками не только увлекательное занятие, но и очень полезное, так как развивает воображение, речь и чувство языка у ребенка.
а на пахучках — столпотворь!
пчелясь, жмеляются жужжосы,
взачмак нектарятся в обжорь,
обсев васЮльки и шипозы…
(моё раннее твочество)