Считается , что темы русского языка, связанные с изучением глагола, — одни их самых трудных. Но к счастью для обучающихся, далеко не все. Одна из тем,
которая никогда не должна представлять трудности, это правописание глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ. Главное — вовремя изучить правило и постоянно применять его при письме.
Глаголы мы начинаем изучать в четвертом классе, когда дети уже имеют понятие о частях речи и умеют их различать.
Ведь на конце слов УЛИЦА, СТРОИТСЯ, НРАВИТЬСЯ отчетливо
слышится ЦА. Но пишем ЦА мы только в существительных: птица, синица, столица и т.д. И следует помнить, что во множественном числе эти существительные оканчиваются на ЦЫ, а не на ЦИ.
Что касается глаголов, то ни в одном из них ЦА не пишется. Это представляет некоторую трудность для отдельных детей, но в целом больших проблем не вызывает. Если в
конце глагола мы слышим ЦА, значит следует писать ТСЯ или ТЬСЯ. А правило, позволяющее определить, как именно следует писать, нужен в этом слове мягкий знак или не нужен,
очень простое: нужно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО ДЕЛАТЬ?
На вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? (или СДЕЛАЕТ?) отвечает глагол в третьем лице единственного числа. В вопросе Ь отсутствует, значит и в глаголе мы его не пишем.
На вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? (или ЧТО СДЕЛАТЬ? ) отвечает глагол, стоящий в неопределенной форме.В вопросе есть ь, значит и в глаголе мы его пишем.
Хорошо усвоив это правило, ребенок никогда не сделает ошибки в правописании глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ.
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В каких глаголах мы пишем на конце ТСЯ, а в каких ться?
Мне нравит…ся, дом будет строит…ся, он учит…ся, не хочет учит…ся, следует умыт…ся, она заботит…ся.
(нравиТСЯ, строиТЬСЯ, учиТСЯ, учиТЬСЯ, умыТЬСЯ, заботиТСЯ)
Еще одно упражнение
Для того, чтобы правильно распределить слова, следует к каждому задать вопрос.
Таким образом, чтобы никогда не делать ошибок в глаголах, следует запомнить следующий алгоритм
Зная этот алгоритм применяя его на практике, ребенок никогда не сделает ошибки в правописании глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ.