Правописание глухих и звонких парных согласных в конце и середине слова представляет определенную трудность для детей начальной школы.
Но, в отличие от безударных гласных, правил проверки которых несколько, существует только одно правило проверки правильности написания согласных в слове — подобрать форму слова или родственное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Снег — снега
Скользкий — скользить
Наряд — нарядный
В приведенных словах СНЕГ, СКОЛЬЗКИЙ, НАРЯД парные согласные стоят в слабой позиции. А в проверочных словах позиция согласных звуков сильная. В сильной позиции ( перед гласными) отчетливо слышится глухой или звонкий звук, и ребенок пишет слово правильно.
БЕРЕГ — БЕРЕГОВОЙ
Перед звонкими согласными звуками [ л, м, н, р, в] парные согласные различаются хорошо: ЗВериный — СВерить, ЗЛобный — СЛоистый,
ЗРительный — СРедний, иЗМенить — СМешить.
То же самое правило проверки написания парных согласных мы применяем и для проверки слов с непроизносимыми согласными звуками.
В русском языке существуют слова, в которых несколько согласных букв стоят подряд и произнести их довольно трудно. Поэтому отдельные звуки мы не слышим, но писать их следует.
ПОЗДНИЙ, МЕСТНЫЙ, ВЛАСТНЫЙ, СОЛНЦЕ
Во всех этих словах есть непроизносимые согласные. Поэтому для правильного написания к ним нужно подобрать проверочные слова.
ПОЗДНИЙ — ОПОЗДАТЬ
МЕСТНЫЙ — МЕСТО
ВЛАСТНЫЙ — ВЛАСТЕЛИН
СОЛНЦЕ — СОЛНЕЧНЫЙ
Упражнения на закрепление правила
Для закрепления правила написания парных и непроизносимых согласных рекомендуется сделать несколько упражнений.
Какое слово является проверочным?
мороз — морозный, заморозки
утка — утки, уточка
голубь — голубка, голубиный
местный — поместный, местечко
властный — подвластный, властитель
Вставьте пропущенный согласные буквы:
Вишневый пиро…,
левый бере… реки,
зеленая тра…ка,
сколь…кая дорога,
поз…ний ужин,
злос…ный нарушитель,
тонкий лё… .
Прочитайте стихотворение и назовите слова, в которых нужно проверить написание парных согласных:
Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой.
Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. (Л. Керн)
Хорошо усвоив правило проверки написания парных и непроизносимых согласных, ребенок в дальнейшем не будет допускать в таких словах ошибок.