Как уже отмечалось ранее, для правильного решения текстовой задачи ребенок должен хорошо понимать ее условие. Именно на развитие этого умения направлено решение так называемых задач на смекалку. В этих задачах, как правило, числовые данные не играют большой роли. Внимание должно быть направлено на незначительные, на первый взгляд, детали условия. Они-то и имеют решающее значение для успешного решения задач на смекалку.
Ребенок учится вникать во все детали условия задачи, а не выхватывать только числовые данные и вопросы. Подобные задачи предлагаются в третьем и четвертом классах, когда дети уже хорошо читают и могут осмыслить прочитанное.
Задачи на смекалку
1.В корзине пять яблок. Нужно разделить их между пятью людьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.
Ответ: один человек получает яблоко вместе с корзиной.
2. Летели галки, увидели палки. Если каждая галка сядет на палку, палок не хватит. А если на каждую палку сядут две галки, то одна палка останется лишней. Сколько было галок и палок?
Ответ: 4 галки и 3 палки.
3.Двое отцов и двое сыновей застрелили на охоте трех зайцев — каждый по одному. Может такое быть?
Ответ: может. Это были дед, отец и сын.
4. Чтобы сварить одно яйцо, нужно 3 минуты. Сколько минут нужно, чтобы сварить 5 яиц?
Ответ: 3 минуты. Яйца варятся одновременно.
5. В семье пять сыновей. У каждого по сестре. Сколько детей в этой семье?
Ответ: 6 детей.
6. Один человек шел в деревню и повстречал пять путников.. У каждого путника было по пять мешков, в каждом мешке по пять кошек, а у каждой кошки по пять котят. Сколько всего путников шли в деревню?
Ответ: один. Остальные шли навстречу.
7. Утром из Москвы в Орел отправляется поезд, который движется со скоростью 60 км/ч. В то же время из Орла в Москву отправляется встречный поезд, скорость которого 40 км/ч. Какой из поездов будет находится дальше от Москвы в момент встречи?
Ответ: поезда в момент встречи будут находится на одинаковом расстоянии от Москвы. Такие задачи — яркий пример того, как можно не заметить очевидное, отвлекаясь на числовые данные.
Решение задач на смекалку, как и нестандартные задачи, помогают развивать внимание детей и способность анализировать условие. Это обязательно им пригодится в дальнейшем обучении.