Для того, чтобы не допускать ошибок в фонетическом разборе слов, дети в начальной школе должны хорошо усвоить, сколько звуков обозначают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Они могут обозначать один или два звука. в зависимости от места этих букв в слове.
Если эти буквы стоят после согласных, они обозначают один звук. Например, в слове ЛЁН буква Ё обозначает звук [о] и смягчает стоящий перед ней согласный звук [Л].
То же самое мы наблюдаем, читая слова с буквами Е, Ю, Я. Например, в слове РЕЧКА буква Е обозначает звук [э] и смягчает предыдущий согласный [Р]. В слове ЛЮК буква Ю обозначает звук [у] и смягчает согласный [Л], а в слове МЯЧ буква Я обозначает звук [а] и смягчает согласный
звук [М].
Следовательно, буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один гласный звук, если стоят после согласных. При этом они указывают на мягкость предыдущих согласных. А мягкие и твердые согласные звуки дети уже умеют различать.
Когда же эти буквы стоят в начале слова или слога, они обозначают два звука. Например:
ЁЖ [йо], ЯМА [йа], ЮЖНЫЙ [йу], ЕЛЬ [йэ], ПОЮТ [йу], ЗАЕЗД [йэ].
То же самое в словах с разделительными мягким и твердым знаками:
ДЕРЕВЬЯ [йа], ВЬЮГА [йу], СЪЕЛИ [йэ].
Звук [й] называется ЙОТ, поэтому гласные буквы Е, Ё, Ю, Я называют йотированными, так как в некоторых позициях обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа].
Таким образом, эти буквы обозначают два звука в следующих случаях:
— в начале слова (ель, ёж, юбка, ясень),
— в начале слога после гласных (поезд, поешь, заявка),
— после Ъ и Ь (объявление, вьюнок, съезд).
Упражнения на закрепление
— Попробуйте определить, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в следующих словах:
Лес, лёжа, мягкий, брюки. [э,о,а,у].
— Разделите слова на два столбика: в одном гласные буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один звук, а во втором — два.
МаЯк, синеЕт, вЕчер, нЕсЁм, дЕнь, крЮчок, мЯта, друзьЯ, поЮт, съЕхали.
Проверим
вЕчер синеЕт
несЁм маЯк
дЕнь друзьЯ
крЮчок поЮт
мЯта съЕхали
— В известных пушкинских строках найдем слова, в которых буквы Е, Я обозначают два звука:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Проверим
УнылаЯ, очарованьЕ, приЯтна, твоЯ, прощальнаЯ.
Чем раньше ребенок разберется в особенностях йотированных гласных, тем быстрее и легче он справится с фонетическим разбором, который представляет немалую трудность для детей в начальной школе.