Большинство первоклассников знакомы с алфавитом, так как предшкольная подготовка предусмотрена
программой дошкольного воспитания. Но это не значит, что все дети приходят в школу умеющими читать.
Знание алфавита не означает даже умение складывать буквы в слоги, не говоря уж о чтении целыми словами.
Ко мне не раз обращались родители с просьбой рассказать, какие требования предъявляются к технике
чтения в начальных классах. Поэтому я и решила обобщить эти требования, чтобы даже в домашних условиях родители могли бы контролировать успехи детей в освоении этого важнейшего навыка.
Основными умениями, которые проверяются в начальной школе, являются: чтение с пониманием прочитанного в определенном темпе, выразительное чтение и пересказ текста, умение выучить наизусть стихотворение или часть прозаического текста.
В первом классе от детей требуется плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений и маленьких текстов. К концу года дети постепенно переходят к чтению целыми словами. Темп чтения должен соответствовать возрастным нормам или нормам для классов расширенного обучения. В конце первого полугодия ребенок должен читать 15(25) слов в минуту, а к концу года уже 30(40) слов в минуту.
В начале следующего класса проводится входной контроль техники чтения. Нормы соответствуют
концу предыдущего года (во втором класса -30 (40) слов в минуту).
К концу первого полугодия второклассники должны читать 40 (50) слов в минуту, а к концу года 50 (60) слов. В течение года происходит постепенный переход к осознанному чтению целыми словами. Дети учатся читать выразительно с соблюдением нужной интонации, темпа, тона и громкости речи.
В третьем классе от детей требуется достаточно беглое выразительное чтение целыми словами вслух и про себя. Дети должны читать с правильной интонацией, соответствующей строению предложения, уметь правильно расставить логическое ударение.
Нормы техники чтения в третьем классе к концу первого полугодия 60(70) слов в минуту, а к концу года — 70(80).
В четвертом классе дети читают бегло, правильно, выразительно, соблюдая все необходимые нормы. От них требуется умение читать про себя тексты любых жанров и объемов. К концу первого полугодия норма техники чтения 80(90) слов в минуту, к концу четвертого класса — 90-100 (100-110) слов.
Проверяя технику чтения, всегда обращают внимание на ошибки и недочеты.
К ошибкам относятся неправильно прочитанные слова, пропуски или замена букв или слов, более двух неправильных ударений, нарушение смысловых пауз, непонимание прочитанного.
К недочетам относятся не более двух неправильно поставленных ударений, отдельные нарушения пауз, понимание прочитанного за более длительное время, недостаточная выразительность чтения.
Количество ошибок и недочетов влияет на оценивание навыка чтения.
Государственные образовательные стандарты требуют от выпускников начальной школы следующих умений:
— чтение только целыми словами,
— выразительное чтение незнакомого текста с правильной интонацией и произношением,
— скорость чтения, позволяющая осознать текст,
— установка на постепенное увеличение скорости чтения.