Развитие речи школьников — важнейшая задача общего развития детей. Проблема неспособности некоторых ребят грамотно выразить свою мысль беспокоит как родителей, так и педагогов. Поэтому многие учителя применяют систему упражнений для расширения словарного запаса детей и на уроках, и во внеурочное время. Эти упражнения можно с успехом выполнять и дома.
Многие дети, имея значительный запас активного словаря, все же затрудняются с быстрым подбором нужного слова или выражения.
Упражнения, направленные на развитие активной речи ребенка, предусматривают ускорение процесса воспроизведения нужных слов, расширение активного словаря и общей языковой осведомленности. Особое внимание следует обратить на оценку точности и правильности ответов.
1. Слова-антонимы
Следует как можно быстрее и точнее подобрать слово с противоположным значением. Неправильными считаются слова, схожие по смыслу (синонимы), а также слова, образованные при помощи не- (легкий-нелегкий, правда — неправда)
В этом упражнении можно использовать такие пары слов:
Веселый — грустный бедный — богатый начало — конец
умный — глупый тепло — холодно верх — низ
добрый — злой светлый — темный великан — лилипут
мокрый — сухой чистый — грязный потолок — пол
красивый — уродливый голодный — сытый правда — ложь
сильный — слабый низкий — высокий тревога — покой
простой — сложный ленивый — работящий спуск — подъем
далекий — близкий толстый — тонкий война — мир
2. Устойчивые сочетания слов
Для начала при выполнении этого упражнения мы используем всем знакомые устойчивые сочетания слов из сказок. Ребенок сам может вспомнить несколько таких словосочетаний — «ковер-самолет«, «шапка-невидимка«, «добрый молодец«, «Красна девица«.
Если возникнут затруднения, взрослый может назвать первое слово, а ребенок обязательно вспомнит и добавит второе.
Скатерть — самобранка Иванушка — дурачок Василиса Прекрасная
Баба-Яга -Костяная нога Волшебная палочка Лягушка — квакушка
Сапоги — скороходы лисичка — сестричка Змей Горыныч
Соловей — разбойник Жар-птица Мышка — норушка
Конек Горбунок мальчик с пальчик Курочка — Ряба
3. Словарь по теме
Ребенку предлагается тема, по которой он должен подобрать как можно больше слов.
Например, «лес» — трава, деревья, кусты, муравейник, ягоды, грибы, волк, кора, тропинка и так далее.
Сначала темы лучше давать конкретные, близкие к жизни детей, а потом уже более абстрактные:
Дом Профессия
Семья Каникулы
Улица Одежда
Транспорт Космос
урок Дружба
Море Отвага
Посуда Родина
Слова можно просто называть или записывать.
4. Слова-синонимы
Нахождение слов-синонимов также поможет ребенку научиться более свободно выражать свою мысль. Основныими неточностями и ошибками могут быть слова, связанные с заданным по ассоциации (солнце — красное, небо — облако) или попытка объяснить значение слова («бедный» — тот, у которого ничего нет).
Можно использовать следующие пары синонимов:
фотография — фотоснимок хозяин — владелец
одежда — наряд солдат — боец
азбука — алфавит космос — вселенная
народ — люди профессия — специальность
несчастье — горе доказать — подтвердить
друг — товарищ непогода — ненастье
актер — артист лакомка — сластена
весело — радостно континент — материк
быстрота — скорость мастер — умелец
5. Подбор значений слов-омонимов
Омонимы = это одинаковые по написанию слова, имеющие разное значение. Для выполнения этого упражнения нужно к каждому слову подобрать не меньше двух значений ( можно и больше, если получится).
Например: коса — заплетенные волосы, инструмент для скашивания травы, полоска песчаной земли на берегу реки или озера.
Слова-омонимы, которые можно использовать в этом упражнении:
вилка — столовый прибор; штепсельная вилка гусеница — насекомое; заменитель колес у танка, трактора
шашка — оружие; игровая шашка служба — в армии; церковная
кран — водопроводный; подъемный лук — растение; оружие
бокс — вид спорта; отгороженное помещение розетка — электрическая; маленькое блюдце
каток — ледовое покрытие; машина для выравнивания ключ — дверной; родник
асфальта
лопатка — инструмент; кость скелета язык — средство общения; часть ротовой полости
очки — оптический прибор; счет в игре утка — птица; ложная информация
доля — судьба; часть чего-то жучок — насекомое; самодельная пробка
Все эти упражнения можно проводить и в виде игры-соревнования между двумя-тремя детьми. Они помогут расширить словарный запас, ускорить процесс нахождения нужных слов для выражения своих мыслей. Развитие устной речи способствует и развитию умения излагать свои мысли в письменном виде, что требуется при написании изложений и сочинений.
А вот что советует логопед